Необоснованная минимизация налоговых платежей в отношении НДС и налога на прибыль организации, взаимодействие с компаниями, имеющими признаки фирм «однодневок», построение длинной и разветвленной цепи фиктивных контрагентов товарного оборота - могут стать поводом для углубленного изучения и анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщика налоговыми органами.
Система планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по следующим общедоступным критериям:
№1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
№2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
№3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
№4. Опережающий темп роста расходов над темпом доход от реализации товаров (работ, услуг).
№5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
№6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы.
№7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
№8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
№9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
№10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
№11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
№12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
По результатам работы организаций в 2011 году (критерии с №1 до №11) дополнены индексами налоговой нагрузки и рентабельности проданных товаров (работ, услуг) по видам экономической деятельности (Приказ ФНС России от 10.05.2012г. №ММВ-7-2/297).
Критерий №5 дополнен положением о том, что при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов. Интерес для налоговиков представляют сообщения о неучтенной заработной плате «в конвертах», неоформление (оформление с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и другие нарушения.
В Критерии №9 особое значение вызывает непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов, и (или) наличие у налогоплательщиков информации об их уничтожении, порче и т.д.
В процессе контрольной работы налоговые органы выявляют нарушения налогового законодательства. Пользуясь вышеназванными критериями оценки налоговых рисков, все большее число субъектов экономической деятельности – налогоплательщиков, самостоятельно оценивает уровень своих налоговых платежей и добровольно уточняет налоговые обязательства.
Отдел работы с налогоплательщиками
Межрайонной ИФНС России №!2 по Ростовской области
по материалам публикации в журнале
«Информационный бюллетень Управления ФНС России по Ростовской области».